Вот и ваш малыш подрос и вместе с другими ребятами занял место за партой в школе. Начинается новый этап в развитии вашего ребёнка. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволит ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
Существуют возрастные нормы речевого развития.
Первоклассник
- обладает большим словарным запасом;
- тонко дифференцирует собирательные существительные (зимняя одежда, водный транспорт и т.п.);
- употребляет сложные слова (красногрудый, длинноволосый и т.п.);
- умеет подбирать антонимы, синонимы к предложенным словам;
- описывает, рассказывает, пересказывает четко, развернуто, логически последовательно;
- начинает пользоваться объяснительной речью;
- использует простые распространенные, сложные предложения;
- правильно согласовывает слова в роде, числе, падеже;
- правильно образует слова (свёкла — свёкольный, дерево-деревце и т.п.);
- правильно произносит все звуки родного языка;
- умеет изменять громкость, темп речи;
- пользуется интонационными средствами выразительности;
- имеет развитое фонематическое восприятие.
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Очень важно знать и всегда помнить: для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
— быть психически и соматически (soma (греч.) – тело человека (организма)) здоровым;
— иметь нормальные умственные способности;
— иметь нормальный слух и зрение;
— обладать достаточной психической активностью;
— обладать потребностью в речевом общении;
— иметь полноценное речевое окружение.
Поэтому, если у вашего ребёнка проблемы со здоровьем – вовремя обращайтесь к специалистам. Адаптироваться в новой школьной жизни поможет школьный психолог. А вот создать необходимые домашние условия обязаны вы – родители.
Если речь школьника не соответствует вышеперечисленным нормам, вам надо заволноваться. Ведь с первого дня пребывания в школе маленькому человечку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух. В этих условиях недостатки речи обнаруживаются сразу. Очень часто дети, имеющие дефекты звукопроизношения, болезненно воспринимают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые раздражительными. Не ждите, что ребёнок сам справится со своими дефектами речи. Если этого не случилось к 7 годам, то, скорее всего, без помощи логопеда вам не обойтись. Но, прежде всего, вашему ребёнку необходима ваша помощь и поддержка. Поэтому предлагаю работать над исправлением недостатков речи наших первоклассников совместно. Итак, начнём?!
Всем детям, зачисленным на школьный логопункт по результатам логопедического обследования, заведены тетради, где я буду размещать индивидуальные домашние задания. Ваша роль: помогать детям выполнять их, следуя моим инструкциям. Все возникающие в процессе работы вопросы и предложения я готова обсудить по телефону (он записан в начале тетради) либо при личной встрече на консультации.
Основная ваша задача — включить ребёнка в целенаправленную речевую работу. Только систематичные, ежедневные занятия, выполнение всех рекомендаций помогут выработать у наших детей правильное произношение и закрепить (автоматизировать) его в повседневной речи.