В России более 15 лет развивается восстановительная медиация (посредничество) в образовательной сфере в форме школьных служб медиации (примирения), направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних.
Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. Например, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня, а также конфликты между учениками и учителями.
В сегодняшних школах сформировалась такая культура взаимоотношений, при которой преобладают «вертикальные» отношения между учителями и учащимися. Реагирование на противоправные действия учащихся обычно осуществляется в форме угроз наказанием или самого наказания, направления к специалистам на исправление поведения, «заглушения» конфликта, отчисления из школы.
Сам по себе конфликт не является однозначно чем-то отрицательным (если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, втягивание других людей и т. д.). Конфликт предполагает наличие нескольких важных точек зрения участников. И многое зависит от умения понять другую сторону конфликта и конструктивно разрешить ситуацию. Поэтому конфликт нужно рассматривать как механизм развития.
Восстановительные отношения направлены на исцеление причиненной боли и заглаживание вреда. Они также позволяют увидеть другого человека в совершенно новом свете – благодаря тому, что участники конфликта во время восстановительной работы делятся друг с другом тем, что для них является важным.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор (специально подготовленный посредник) создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы.
Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и совместную встречу сторон с участием медиатора.
Главные участники медиации – сами стороны, а посредник организует конструктивный и безопасный диалог между ними. Практика показывает, что осознание случившегося и договоренности, достигнутые на подобных встречах, приводят к более существенным эффектам, чем наказание.
В состав службы медиации входят педагогические работники, школьники старших классов, родители, прошедшие обучение по проведению примирительных программ.
Руководителем службы медиации является обученный работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой приказом директора школы.
Вопросы членства в службе медиации и требования к школьникам определяются Положением службы медиации.