МБОУ «Тогурская СОШ им. С.В. Маслова»
с. Тогур, Колпашевский район, Томская область
  • МАСЛОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

    Родился 03 декабря 1960 года, в сибирской глубинке – поселке Тогур Томской области в краю ссыльной интеллигенции. Герой Российской Федерации, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, полковник, кандидат технических наук, доцент по специальности, участник боевых действий в Афганистане и выпускник нашей школы.

    Судьба Сергея Владимировича Маслова – это правильно выбранный путь и преданность своему делу. Постоянное развитие и самосовершенствование вместе с изучением новой и такой разной авиационной техники.

    Я – ЛЕТЧИК

    Ми-28Н принят на вооружение. Вертолет предназначен для круглосуточной поддержки и совместных боевых операций с сухопутными войсками. При всех достоинствах вертолета, он еще и неприхотлив. Даже горюче-смазочные материалы совместимы с теми, которые используют сухопутные войска. По огневой мощи и боевой защищенности ему нет равных. Вертолет позволяет на минимальной высоте приближаться к объекту уничтожения так, чтобы не быть обнаруженным на дальних рубежах»,- комментировал достоинства очередной опробованной боевой машины заместитель начальника Испытательного Центра ГЛИЦ Министерства Обороны РФ им. В.П. Чкалова. Большая часть жизни в ВВС. За время службы в Вооруженных силах Сергеем Владимировичем освоены все современные типы вертолетов «Ми» и «Ка», а также самолеты: Як-52; Ан-26, Ан-30, Ан-72; Ил-18, Ил-20, Ил-22. Он все время был рядом, бок о бок с экипажами милевских летчиков-испытателей на протяжении многих лет: совместные испытания опытных вертолетов, вооружения, межгосударственные учения, показы перспективной авиатехники на международных салонах и выставках.

    Сегодня он — «милевец», кандидат технических наук, доцент, летчик-испытатель 1 класса, Герой России Сергей Маслов. Образование было развито лучше, чем в других деревнях и селах, Сергей Владимирович рос в многодетной семье, где «мы» превосходит «я», где нет места эгоизму, а чувство взаимопомощи, поддержки и ответственности встает над личными интересами.

    Мама Валентина Николаевна, работая медсестрой в местной поселковой больнице, одна воспитывала трех детишек. «Я не помню, чтобы она повышала голос, была чем-то недовольна. Жизнь тяжелая, а она работает, все терпит и нас поднимает. Не роптала на судьбу, никогда не жаловалась. Лишь иногда редкие женские слезы, скорее от обиды, усталости и бессилия. Если бы я после 8-ого класса в Суворовском остался, ей, конечно, легче было бы брата с сестренкой поднимать» — рассказывает о родном доме старший сын с неприкрытой нежностью, казалось бы, не свойственной человеку такой жесткой профессии. Он вырос на книгах о самолетах, читая про захватывающие подвиги военных летчиков. Вернувшийся в 1945 году с семнадцатью осколками в животе, дед – фронтовик демонстрировал всей семье силу человеческого духа и желание жить «вопреки». Рассказывая подрастающему внуку про Великую Отечественную войну и подвиг советского солдата, только укреплял в юноше желание стать военным. Парень мечтал о небе, почти ощущал себя летчиком, но, конечно, не знал, что спустя несколько лет будет иметь свой летный почерк, перед сном представлять завтрашние полеты, тренировки, обдумывать действия в воздухе, если произойдет нештатная ситуация, и, раз за разом, прокручивать варианты полетных заданий. После 8-ого класса военрук школы посоветовал Сереже Маслову и двум его одноклассникам поступить в Суворовское училище. «Пять дней на перекладных добирались до места. Поняли, что в перспективе, после Суворовского, не будет никаких истребителей, расстроились, что нам предстоит быть танкистами или автомобилистами.

    Совершили несколько марш бросков на выносливость и закалку, которые даже для нас – сибиряков были, мягко говоря, безрадостными, и решили вернуться в родные пенаты. На обратном пути дали друг другу юношеское обещание, что в армию ни ногой. Одна банка «Завтрак туриста на двоих в день и все те же пять дней обратно, домой. Школьные преподаватели были в возмущении, укоряли нас долго, мы ведь не оправдали такую почетную миссию, на нас же возлагали такие надежды!» — улыбается Сергей. «Ну, никак я не представлял себя танкистом!». К концу 10 класса, наблюдая за увлечениями молодого человека, все тот же военрук посоветовал Сереже попробовать себя в Сызранском авиационном училище. И опять мечта об авиации, о том, что он непременно будет летчиком-истребителем. «Воодушевленно приехал в Сызрань и снова неожиданность: вместо сверхзвуковых самолетов-истребителей – тихоходные вертолеты. Снова очень расстроился. Чуть позже на поле училищного стадиона я наблюдал, как инструктор демонстрирует элементы вертолетного пилотажа. Смотрел, как завороженный на Ми-2 и думал: «Вот красота!», потом увидел пилотирование вертолетов Ми-8 — и… загорелся…» — вспоминает Сергей курсантские дни.

    С 1966 года Сызранское ВАУЛ было единственным вузом в Советском Союзе, занимающимся подготовкой военных летчиков на вертолетах для всех министерств и ведомств СССР. Петр Васильев, тогда летчик-инструктор в училище, позже профессор кафедры аэродинамики и многократный чемпион Мира, СССР и России, а также абсолютный чемпион ВС по вертолетному спорту, помог в свое время Сергею освоить азы профессии военного вертолетчика.

    Первый самостоятельный полет — проверка на мужество. Один на один с вертолетом. На правой чашке шлем инструктора, для иллюзорного ощущения, что кто-то рядом, а где-то внутри огромное чувство ответственности и понимание, что на тебя смотрят и доверили управление такой сложной техникой. Желание не подвести инструктора и оправдать это доверие; доказать самому себе, в первую очередь, что ты, сам, можешь оторвать машину от земли, выполнить задание и совершить посадку, как учил инструктор. И получилось…

    С изучения вертолетов Ми-2 началась почти самостоятельная, но уже летная жизнь курсанта Маслова. К концу второго года обучения по курсу пронеслось известие о первом наборе группы на ударные Ми-24. Ну какой учащийся не мечтал быть боевым летчиком? Многие ребята стучались в закрытые двери, каждый раз получая отказ. Сергею сказали «Да». К концу обучения, уже имея почти 3 летный класс за отличную учебу, при распределении он получил возможность выбора дальнейшего места службы и строевой части ВВС СССР. Очень хотелось ему на Дальний Восток, но, узнав, что лучший друг едет в Чехословакию, моментально определился с выбором. Центральная группа войск — качественная школа уже самостоятельной жизни, полеты днем и ночью в составе звена отдельной вертолетной эскадрильи, базировавшейся на аэродроме «Градчани».

    В афганской войне вертолетам «Ми» было суждено занять особое место. Универсальные машины применялись для решения огромного круга задач и часто становились единственным средством обеспечения и поддержки многообразной деятельности войск. Именно вертолеты Ми-24 вынесли на себе всю тяжесть боевых действий, пройдя ее от первых дней до последних, и уже с первых месяцев использовались для ударных операций. Винтокрылые машины типа Ми-6 и Ми-8 стали почти единственным средством доставки грузов, начиная от продовольствия и боеприпасов до одежды, дров и литературы, обеспечивая хоть какое-то существование введенным войскам, насчитывавшим, в общей сложности, более 80000 человек.

    В середине 80-х это была уже настоящая война, пришедшая на смену эпизодическим столкновениям и перестрелкам. Кандагар, затем самая южная точка, почти на границе с Ираном – Лашкаргах, в просторечии — деревня Лошкаревка, прозванная так из-за сложности произношения совсем не русского названия населенного пункта. С одной стороны горы, с другой — бескрайняя пустыня Регистан, продуваемая обдирающим кожу «афганцем». Борт нагревается так, что при прикосновении к металлу ожог обеспечен.

    Жара на  земле, где в тени температура воздуха порой зашкаливает за 50 градусов, и «жара» в небе, когда холодеет кровь, но температура повышается по мере увеличения ненависти к противнику или возникновения огромного желания любой ценой спасти своих. Для многих, оказавшихся в безвыходном положении в кольце моджахедов, звук приближающихся «вертушек» означал спасение. Таких ситуаций за всю историю службы капитана С. Маслова в Афганистане было множество.

    С первого дня войны действовал приказ, что ни один боец – раненый, контуженный или убитый, не должен оставаться на поле боя. Тела погибших порой приходилось отвоевывать, высаживая десанты и выбивая противника из района. Одна из таких операций по поиску вертолета Ми-8, сбитого в горах, и спасению раненых, врезалась в память Сергея особенно четко. Командир экипажа С. Маслов – ведомый в группе прикрытия на ударном вертолете Ми-24, под огнем противника, где пилотирование на крайних режимах требует от летчика особого мастерства и внимания. В течение светового дня, несмотря на обстрел, успели эвакуировать всех пострадавших — всех, кроме командира группы, двух сержантов десантников и поисковой овчарки, которые были зажаты покореженными агрегатами вертолета. Ближе к ночи, в сумерках, вернулись на точку, где лежал Ми-8. Достали… даже собаку… И, как в известной песне: «Горы стреляют, «Стингер» взлетает, Если нарваться, То парни второй раз умрут»…Операция была проведена успешно. Только живыми остаться, при такой жаре, в покалеченной «восьмерке» не было суждено никому. На Родину в «Черном тюльпане» отправлялся груз «200». Напоминание о тех днях – орден Красной Звезды, медали на кителе Сергея Маслова и за спиной более 360 боевых вылетов на вертолете Ми-24 за время службы в Афганистане. «Каждый раз убеждался в выносливости нашей техники. Жара, песок, пыль кругом, а вертолеты все выносят и многое прощают. Были ситуации, когда повезло, и судьба давала возможность, а где-то справлялись самостоятельно, сказывалась подготовка, обучение, осознание ответственности за каждое свое действие» — вспоминает боевой летчик.

    Полеты в горах и пустыне и без того работа не из легких для экипажа вертолета, а ночью, когда пространство теряется, каждый миг ты можешь встретить препятствие, смену температурных режимов и непредсказуемость метеоусловий. Полеты над местностью, где из ориентиров только и есть что приметные деревья да характерные скалы или строения, не нанесенные ни на какие карты, передававшиеся летчиками друг другу, от опытных пилотов к только прибывшим, «по наследству». Прекрасная дружная «счастливая» эскадрилья, которая во время службы Сергея Маслова, на удивление всем, не имела ни одной потери. С момента вывода войск из Афганистана прошло 25 лет, но каждый год 15 февраля, в день памяти, участники тех страшных событий встречаются, чтобы вспомнить погибших товарищей.

      По мере повышения летного класса, конечно, каждый пилот хочет достичь вершин летного мастерства профессии – уровня летчика-испытателя. С. Маслов не просто об этом мечтал, он к этому стремился. Закончив в 1993 г. Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, к слушателям которой было неоднозначное отношение, он целенаправленно поехал в Центр подготовки летчиков-испытателей в Ахтубу. «Я горжусь тем, что повышал квалификацию именно в ЦПЛИ. Это святое место. «Собор!»» — улыбается Сергей. «Выпускники этой школы – великие люди: А. Климов, В. Калашников, С. Садриев, О. Репитило» — очень доброжелательно отзывается о коллегах-испытателях, с которыми пройден не один год совместной испытательной работы.

    Возраст мудрости – 33 года службы Родине в Вооруженных Силах. С 1995 года началась работа в Государственном летно-испытательном центре им. В.П. Чкалова. Сергей Владимирович провел полный цикл государственных испытаний боевого вертолета Ми-28Н, большой объем испытаний по отработке вооружения новой машины. «Первое мнение о машине было чужое, поэтому не совсем верил услышанному. Потом, когда начал сам осваивать в Панках, понял, что это настоящий боевой комплекс, который надо изучать. Машина маневренная, требует вдумчивого пилотирования» – вспоминает первую встречу с Ми-28Н Сергей Владимирович. Множество пересудов и критики потоком выливалось на боевой Ми-28Н, у которого и без того сложная судьба. Наверное, проводя испытания этой машины в разных условиях и разной степени сложности, в том числе посадки на авторотации, Сергей Владимирович знает боевой комплекс, как никто другой. «Для выполнения посадки на самовращении винта со мной в вертолете находился Александр Климов. Очень важно, кто с тобой в этот момент в вертолете. Насколько слажены отношения и существует понимание действий друг друга. Уверенность в профессионализме, доверие, без них никуда» — с благодарностью отзывается о шеф-пилоте МВЗ им. М.Л. Миля Сергей Маслов.

    Плотное сотрудничество и совместная работа с летчиками-испытателями МВЗ Миля начались у Сергея в конце 90-х. Первый опыт пусков управляемых ракет на Ми24ПН в ночных условиях с использованием тепловизоров. Выносное устройство в тот момент находилось в состоянии доработки и изображение на экране экспериментального оборудования оставляло желать лучшего, поэтому все зависело в основном от мастерства экипажей: смогут ли они определить цель по местоположению. Имея большой опыт работы с управляемыми ракетами, командир эскадрильи Маслов был приглашен для участия в испытаниях. Бригада работала четко. Задачи выполнялись в короткий срок. Все пуски проводились с попаданием в цель, что и предопределило дальнейшее развитие программы. Машина была принята на вооружение. Многое у летчика-испытателя связано с Торжком – это и демонстрация современной техники, и переобучение летного состава, и различные виды испытаний вооружения. Строевым летчикам были в диковину совершенно новые вертолеты Ми-28Н, кардинально отличающиеся от такой изученной и понятной всем «двадцать четверки». Первыми освоившими «Ночной охотник» стали шесть летчиков Центра боевого применения во главе с генералом А. Черняевым. Сидя в штурманской кабине, Сергею Маслову приходилось объяснять коллегам все способы взаимодействия с современным вертолетом: специфику управления, пилотирования, маневрирования, особенности оборудования — всё, начиная с рулежки, заканчивая полетами.

    Летательный аппарат тоже живет по законам природы. Подчинить его не каждому под силу, а вот дружить с ним можно, если уважать и не показывать свое превосходство. Летный почерк показывает характер и личность пилота: умеет ли держать себя в рамках и совершать маневры обдуманно или без необходимости будет подвергать опасности жизни тех, кто рядом. Полеты. Как непостижимая восточная философия. Единое целое – ты и машина, когда начинаешь чувствовать летательный аппарат на каком-то клеточном уровне. В определенный момент кажется, что проникаешь в сущность вертолета и становишься с ним одним организмом.

    Странно, оказалось, слишком мало просто уметь летать. Необходимо думать, все время думать: о своих действиях и последствиях, о людях и их безопасности. Познание — постоянное постижение его и себя. Зритель на авиасалоне увидит легкость полета грозной машины, но чтобы парить, необходимо ясно осознавать каждое свое действие, а это результат каждодневной работы над собой.

     Летчик — профессия интуиции и интеллекта, где непременно присутствует любовь. Любовь к тому, что ты делаешь, — не слепая юношеская, а зрелая, глубоко осознанная, которой знакомо такое понятие, как ответственность. Сила, которая вас объединяет – партнерский, взаимодополняющий союз, тебя и серьезнейшей техники. Работа летчика-испытателя всегда подразумевает риск. Каждый раз, отрывая от земли и поднимая новые машины в воздух, проверяя системы и агрегаты, экипаж настраивается на то, что машина может повести себя непредсказуемо. «Главное – еще не сел в кабину, а уже собрался. Расслабился – только когда из кабины вылез» — неоднократно вспомнит Сергей слова будущего научного руководителя, доктора технических наук В.Е. Овчарова.

    Профессия отважных людей — постоянное совершенствование. Готовность к полетам на разных режимах и высотах; в сезон тропических дождей, в зной и снег; в горах и степях. Готовность к выполнениям заданий, когда действуешь в зависимости от происходящего, по факту, хладнокровно оценив обстановку.

    А кто-то задумывался, какие «перегрузки» испытывает организм летчика в чрезвычайных ситуациях? Часто эти параметры находятся далеко за пределами медицинских норм. Бывает и такое, что летчики отказываются от полетов. Кто-то скажет: «Это трусость!». Сергей Маслов думает иначе: «Если летчик боится — значит, нет уверенности. К полету не готов. Если не готов, значит, лучше задание не выполнять. Это не трусость, а признание в неготовности. Честно признаться себе и другим в неготовности — это мужество».

    При испытаниях новой техники Сергей неоднократно попадал в критические условия, где от его действий и решений, от мастерства зависели жизни людей. Летчик-испытатель выполнял полеты, когда враг кругом; спасал экипаж и сохранял технику, когда на боевой машине двигатель уходил на малый газ, а шли с максимальным весом; осуществлял посадки на самовращении винта, и сколько подобных эпизодов было, которые можно назвать «по краю» и развитие их лавинообразно. Решения принимаются мгновенно, за доли оставшихся секунд, которые порой превращаются в вечность. «Очень важна психологическая совместимость экипажа, где есть вера друг другу и осознание, что каждый из вас в экстренном случае будет делать все от него зависящее и возможное. Особенно понимание между летным составом необходимо в многоместных машинах. Там невозможны выплески эмоций и демонстрация особенностей характера, нет места эгоизму. В экипаже все равны и дисциплинированны. В небе, как в разведке — генералов нет» — делится опытом взаимодействия с коллегами летчик.

    Летчик-испытатель – это финальный эксперт в создании новой авиационной техники. От этих самоотверженных людей зависит судьба развития авиации. Они подтверждают или опровергают результаты конструкторских решений – быть машине, а то и целой программе или нет. Испытатель всегда готов к ситуации в воздухе, для которой еще нет достаточных рекомендаций и инструкций. Их профессия – «Всегда на грани». Их закон – «Не выйти за эту грань».

    Самым ярким и щедрым для летчика-испытателя стал 2008 год. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президента РФ от 9 апреля 2008 г. полковнику Маслову Сергею Владимировичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 905). И в этом же году, защитив диссертацию по применению очков ночного видения, он получил ученую степень кандидата технических наук.

    «Так как я был одним из тех, кто участвовал в конце 90-х годов в испытаниях по применению очков ночного видения, — комментирует С. Маслов научную работу. — меня интересовало, как это происходит. Ночные полеты сложные, но интересные и познавательные. Материалов, практических наработок было более чем достаточно. Особая благодарность научным руководителям – доктору медицинских наук А.В. Чунтулу, доктору технических наук В.Е. Овчарову, доктору технических наук, генерал-лейтенанту запаса Г.П. Шабанову, которые помогли разобраться не только в технических, но и психологических особенностях использования новых систем и оборудования, понять, раскрыть, изучить, почему и как возникает иллюзия в полете, какие виды визуального обмана существуют».

    Он все время учился и повышал свою квалификацию, служил Родине, участвовал в войнах и локальных конфликтах на территориях дружественных государств, испытывал новую сложнейшую технику и вооружение. Прошел становление от курсанта до заместителя начальника Испытательного центра ГЛИЦ, но по окончании службы не смог расстаться с небом. «Работа руководителя подразумевает множество различных направлений, не связанных с полетами, а сейчас я могу заниматься любимым делом – летать!». Его воспитанники говорят: «Правильный командир, справедливый. Высококлассный летчик, отличный организатор. Его подразделения абсолютно заслуженно отмечались руководством страны за высокий уровень подготовки при выполнении заданий государственной важности». «Я всегда говорил, что главное у летчика — мозги! Вдумчивый пилот, толковый летчик!» — комментирует выполнение полетного задания Масловым заслуженный летчик-испытатель, первым поднявший в небо «двадцать восьмую» Гурген Карапетян. «У него всё четко, в рамках, так, как должно быть. В этом профессионализм летчика, а не в «акробатике». С техникой нельзя по-другому. Нравится мне и как к технике относится, и к товарищам по работе. Уважителен, выдержан и терпелив».

     За весь период испытательной работы в качестве ведущего летчика Сергей Маслов провел более 80 различных испытаний авиационной техники и вооружения. Имеет налет более 4600 часов, из них более 1800 – на испытаниях. Освоил более 50 типов вертолетов, военно-транспортных, специальных и спортивных самолетов. Неоднократно участвовал в показе опытной и модифицированной техники с применением авиационных средств поражения и систем ночного видения. Командир, обладающий глубокими знаниями и профессиональными навыками, богатым опытом в организации и проведении испытаний, связанных с летными экспериментами.

    С 1997 года Маслов постоянный участник авиасалона МАКС. Демонстрируя новые образцы отечественной авиатехники, отстаивает честь российской авиационной промышленности. В мае 2012 и 2013 гг. экипаж С. Маслова и В. Селиванова дважды создавал на столичном МКАДе автомобильную пробку, отвлекая водителей, чье внимание было обращено на приземляющиеся и взлетающие в районе выставочного павильона «Крокус-Экспо» боевые вертолеты Ми-28НЭ и Ми-35М.

    Для молодежи он Сергей Владимирович или товарищ полковник, потому что командир и высококлассный летчик, а для близких и друзей – Сережа. В человеке, как и в технике, ценит надежность. Говорит, что ему везет с людьми, и он принимает и уважает их со всеми личностными особенностями. Только не может мириться с подлостью, когда в угоду собственным интересам пытаются запятнать имена товарищей, и уверен, что подобным людям не место в летной среде. Не приживутся.

    Звание Героя России, конечно, почетно, но накладывает определенную ответственность. По мере возможности, любящий сын старается ездить на свою родину, к маме, в Колпашевский район. И каждый его визит – событие для села Тогур.

     Так получилось, что в Колпашевском районе Томской области были рождены 5 Героев Советского Союза и он единственный Герой России. Сергея Владимировича сразу приглашают в военкомат и школы, в которых он проводит встречи с ребятами и рассказывает о захватывающе интересной, но очень сложной и ответственной, великой профессии летчика, которой сам болеет с детства. И хочется верить, что со временем, кто-то из учащихся скажет: «Я хотел быть юристом (экономистом, менеджером и пр.), но одна встреча изменила всю мою жизнь. Как-то к нам в школу приезжал летчик-испытатель, Герой России Сергей Маслов, он рассказал нам про самолеты и вертолеты, про новую технику, о летчиках — романтиках неба, о такой интересной и необходимой профессии летчика-испытателя. И у меня появилась мечта. Я понял, что хочу связать свою жизнь с авиацией!».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie