Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Без педагогов здесь, конечно, не обойтись. Они подскажут цели, помогут найти дела, включить в них ребят, проанализировать результаты работы. Задача педагогов – строить жизнь вместе с детьми, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления. Постепенно, учась самостоятельности, дети обращаются ко взрослым только в случае затруднения.
Замечательные возможности для подготовки учащихся к самоуправлению предоставляют коллективные творческие дела (КТД), которые начали практиковаться в нашей школе много лет тому назад. В ходе подготовки и проведения КТД его участники осуществляют все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах её реализации, управляют процессом её осуществления, осмысливают результат. Школа по достоинству оценила преимущества этой воспитательной технологии, по В.А.Караковскому «крупные дозы воспитания». Самоуправление входит в общую структуру управления школой. Объектом самоуправления учащихся в школе является жизнь ученического коллектива.
Структура Школьного самоуправления
Процесс ученического самоуправления мало отличается от взрослого управления: здесь и там – постановка целей, их реализация, анализ результатов деятельности определение перспектив. Ученик учится избирать и быть избранным, разрабатывать законы, правила и нормы поведения в коллективе, быть законопослушным, делать разумный социальный выбор.
Каждый ученик знает о существовании в школе ученического самоуправления, его целях и задачах. Эта информация доступна всем, она всегда перед глазами – на стенде в вестибюле школы.